+7(812)612-28-16

Дисковые тормоза: история и действительность

Дисковые, ленточные, барабанные, дисковые – именно в таком порядке происходило становление тормозной системы современного автомобиля. Конечно, вначале, на самых первых автомобилях, стояли колодочные тормоза, применявшиеся еще на каретах. Это были простые деревянные колодки, которые, посредством рычагов, прижимались к деревянному ободу колеса. Система была ненадежной, особенно в дождливую погоду, но работала. Однако когда скорость автомобилей начала расти, примитивные колодки перестали справляться и появились прообразы современных тормозных систем.

Первые дисковые тормоза были запатентованы в Великобритании в 1902 году, затем появились ленточные и барабанные, но в настоящее время, именно дисковые завоевали весь или почти весь автомобильный мир. Почему же это произошло? Ответ состоит из двух слов – мощность и надежность.

Устройство дисковой тормозной системы позволяет сжимать металлический диск колодками с огромной силой. При этом, диск не теряет своих полезных свойств, не гнется, не крошится, не ломается. Колодки, хоть и стираются, но происходит это достаточно медленно. Учитывая то, что именно прочность и теплоустойчивость (ведь в процессе такого взаимодействия выделяется колоссальная тепловая энергия) колодок и диска является основным ограничителем тормозной мощности, можно сказать, что мощность этой системы почти неограниченная.

Далее, несмотря на огромную тепловую нагрузку, дисковая тормозная система устроена так, чтобы эффективно самоохлаждаться. То есть, пока вращается диск, на его поверхности создаются воздушные завихрения, эффективно отводящие тепло. Два вышеперечисленных фактора обеспечивают дисковым тормозам возможность долгой и эффективной работы. Вспомните, часто ли вы ремонтируете тормоза, меняете тормозные диски, производя техобслуживание автомобиля? Кроме мощности и надежности, дисковая тормозная система – это небольшая масса, удобная компоновка, простое обслуживание и относительно низкая стоимость.

К сожалению, тормозной диск и тормозные колодки все же портится, под воздействием высоких температур. Особенно негативное воздействие оказывают на них долгие торможения или же наоборот – короткие и частые. Иными словами, те ситуации, когда диск система не успевает охлаждаться. Именно поэтому конструкторы, работая над усовершенствованием тормозов, прежде всего, стараются решить проблему охлаждения.

На сегодняшний день существует две основные тенденции повышения теплоотдачи:

  • увеличение площади диска;
  • внутренняя вентиляция.

Второй способ заключается в том, что внутри диска создаются специальные радиальные каналы, благодаря которым диск охлаждается в несколько раз быстрее.

Есть и другие способы повышения теплоотдачи, но они более дорогостоящие и не совсем подходят для бюджетных серийных автомобилей.

Комментарии

Добавить комментарий